Азы для свалки
Нижегородец Владимир Георгиев — ведущий специалист научно-педагогической лаборатории «Клен» при экоцентре «Дронт», сотрудник Международной кафедры ЮНЕСКО Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета.
Один из недавних общественных проектов, который осуществлял Владимир, работа российско-чешских семинаров «Расширение социального партнёрства в комплексном решении проблемы загрязнения городов бытовыми отходами». Перед вами — своего рода отчёт В. Георгиева о состоявшейся работе, где он суммирует полученные впечатления и анализирует полученный в Чехии опыт в области обращения с ТБО.
И в городе, и в деревне
Я считаю, что основа чистоты в стране, отдельном городе — прежде всего создание необходимости её поддержания всеми гражданами. Чехия ближе продвинулась к созданию гражданского общества, чем Россия, — соответственно, проблема чистоты решается заметно лучше, чем у нас. Чехи гордятся своей принадлежностью к Центральной Европе, гордятся тем, что страну посещает огромное количество туристов. Естественно, что создание чистой здоровой окружающей среды — один из двигателей развития туризма.
Проблема твердых бытовых отходов (ТБО) решается на всех возможных в государстве уровнях. В этой работе участвуют местные власти: уже не первый год повсеместно — в городах и деревнях Чехии — налажен раздельный сбор ТБО.
Чем выгодна для муниципалитетов такая организация дела?
Вывоз мусора в Чехии стоит значительно дороже, чем в России. Это связано в первую очередь с тем, что очень дорогая земля в Европе и очень дорого стоит как размещение на полигонах для ТБО, так и достаточно дорого всё это направлять на мусоросжигательные фабрики. Цена становится меньше от того, что мусор сдаётся раздельно. Собранный раздельно, вывозится уже не мусор, а сырьё: отдельно вывозятся и утилизируются стекло, бумага, пластик. И деньги, которые местные органы власти получают за продажу этого сырья соответствующим предприятиям, могут пойти либо на развитие населённых пунктов, либо могут быть изъяты из той суммы, которую платит город за вывоз отходов.
Каждому жителю вывоз мусора обходится дешевле. Это выгодно, к этому привыкли. За счёт того, что сдают раздельно, платят меньше, чем могли бы платить, сдавая неразделённый мусор. Ну и потом, если контейнеры для раздельного сбора стоят уже не первый год, это входит в привычку, и у людей не возникает желания валить всё в одну кучу. Заодно замечу, что для тех, кто бросает мусор на улице, предусмотрена форма административной ответственности — в виде штрафов. Правда, такое случается крайне редко. У нас же мусорбросают прямо из окон, и никто не несёт никакой ответственности за дурное поведение.
На уровне государства политика строится так. Чехия готовится к вступлению в Европейский Союз — страна должна соответствовать стандартам ЕС, должна принимать соответствующие законодательные акты. Политика ЕС в области ТБО сейчас направлена ещё и на то, чтобы сокращать образование ТБО. Проблема утилизации, раздельного сбора в Чехии практически, можно сказать, решена. Поэтому следующая задача — увеличить процент вторичного использования, увеличить количество отходов, которые идут на вторичную переработку или вторичное использование. Государственная политика уже нацелена на то, чтобы максимальное количество отходов было переработано. По чешскому законодательству уже установлены обязательные планы перед производителями вторичного использования упаковки. Так, к 2005 году вторично должно использоваться 52% упаковки. А также — 45–50% бумаги, 80% стекла, от 15 до 25% пластмассы, 25% металла.
Если бы коммерческие предприятия не утилизировали пластик, не было бы смысла и в раздельном сборе.
Нить из пластика
Сортировка собранных отходов находится в ведении Пражских технических служб. Там же брикетируют бумагу, пластик, после чего отправляют на переработку, в частности, на заводы «Силон» и Трансформ-Богданице.
Завод «Силон» находится в городе Плана-над-Лужницы. Действуют две линии по переработке пластиковых бутылок, ПЭТ-пластика, — одна работает на местном, чешском сырье, вторая — на привозном, немецком. Результат переработки — синтепон. Нам довелось наблюдать весь технологический цикл — от упакованных в кипы пластиковых бутылок до получения нити, из которой потом производят хорошо известный утеплитель. Более высококачественный синтепон — из немецкого сырья, которое и более тщательно, по цвету, отсортировано. Но в любом случае всё идёт в дело.
На предприятии Трансформ-Богданице из прессованных смешанных отходов изготавливают по немецкой технологии различного рода изделия — в основном, короба для дренажных канав или материал, напоминающий доски, для строительства шумозащитных заборов. Трансформ-Богданице теперь стал конкурентом заводам, производящим бетон, из которого также изготавливают шумопоглощающие заборы.
Такого рода предприятия и экологические проблемы помогают решать: стимулируют раздельный сбор — в нём не было бы никакого смысла без налаженной переработки, уборку пластика с улиц. И свои экономические задачи решают, работая с прибылью.
Против сжигания
Одна из главных экологических проблем в Чехии связана с большим количеством мусоросжигающих предприятий. Такой завод в Брно был построен в 1905 году вторым в Европе.
Чешские зелёные выступают против мусоросжигания, поскольку даже использование современных технологий не гарантирует отсутствие вреда для окружающей среды и здоровья жителей.
В России практически нет подобных предприятий, и не хотелось бы иметь их в дальнейшем. Если в дополнение к уже собранному отрицательному досье на мусоросжигающие заводы учесть ещё и нашу технологическую дисциплину, можно представить себе тот уровень загрязнений, который мы будем иметь.
Подтянись, россия
Сейчас, когда проблему ТБО наше общество ещё только начинает осознавать, находясь в начале пути, нужно выстроить правильное отношение к ней.
Мы должны понять, что решение проблемы отходов относится к той сфере, которая требует затрат. Чистота — это товар, за который надо платить.
Конечно, уже изначально мы должны минимизировать количество образующихся отходов — существует целая разработанная система действий. Те отходы, что всё же появились, нужно по максимуму утилизировать. В таких странах, как Норвегия, Финляндия, фактически 45–48% отходов являются вторичными ресурсами, в то время как мы перерабатываем пока только 3% ТБО.
Очень ценно, что у нас сохранилась качественно выстроенная система переработки стеклянной тары. В Чехии аналогичная система практически разрушена экспансией производителей пластиковой тары — пластик и алюминиевые банки практически полностью вытеснили стеклянные бутылки. Использование возвратной тары уже сокращает количество отходов. Упростится работа с отходами, если начать заменять пластик, полиэтилен хотя бы бумагой — это направление сейчас развивают в Европе.
Многое, конечно, в решении проблемы ТБО зависит и от уровня развития технологий. Большая часть проблем начнёт решаться, когда будет создана достаточно надёжная и эффективная система утилизации ПЭТ-пластика — собственно говоря, именно им и загромождены в значительной мере наши территории. Станем перерабатывать ПЭТ-пластик — повысится закупочная цена на изготовленные из этого материала бутыли (для газированных напитков, воды и т. д.). Значит, будет выгодно их покупать и сдавать. В данном случае можно использовать также и другой подход. В стоимость самого напитка, который размещается в пластиковой таре, должна закладываться возвратная стоимость бутыли. А дальше, чтобы не понести убытки, эту тару должна будет обратно принять та организация, которая её производит и станет закладывать в стоимость товара стоимость самой возвратной тары.
Иначе говоря, существуют разные пути решения этой проблемы. И у нас есть значительный ресурс для того, чтобы догнать европейские страны в сфере переработки отходов. Надо стимулировать любого рода предпринимательство, которое приводит к оздоровлению окружающей среды — как, например, заводы по переработке пластика, бумаги, стекла. К тому же подобная деятельность не требует больших бюджетных средств и одновременно приводит к появлению новых рабочих мест.
В решении проблемы отходов слаженно должны работать все сектора общества. Муниципальные, государственные органы власти и общественность могут способствовать скорейшему переходу к раздельному сбору мусора. Но для этого должна параллельно создаваться база переработки отходов: одно без другого становится бессмысленным. В такой совместной работе и заключается суть социального партнёрства в решении проблемы отходов.
Наталия Каменская.
Источник: «Берегиня»